После усиления торговых отношений и образования Кавказской Албании оружейное ремесло получило быстрое развитие, а также выделило определенные центры на Кавказе, где происходила металлообработка. На тот момент в плане создания клинков и кизлярских ножей особенно был прославлен аул Амузги, мастера которого тесно сотрудничали с мастерами соседнего села Кубачи, где оружие получало украшение и монтировку. Мастерство Амузгинских оружейников позволяло им создавать клинки целиком из стали, а также из стали, но с железной сердцевиной. Более того, они создавали клинки с узором путем узорчатой сварки, варили сварочную сталь.
Кизлярские ножи, произведенные из сварочной стали упруги и вместе с тем более тверды. Волнообразный рисунок получается путем складывания чередующихся пластин разного обуглероживания. После ковки и травления кислотами появляется тот самый узор.
Также можно создать ножи с рисунком в виде закрученных полос.
Несколько позднее секрет создания клинков перешел и к кубачинским мастерам, которые использовали для украшения разные техники: неглубокая и глубока гравировка, с чернью и без нее, матовая точечная чеканка, золочение.
Орнамент на кизлярских ножах – нечто особенное, представляющее собой растительный с листьями, бутонами рисунок. Орнамент, кстати, для каждой местности присущ свой, особенный.
Еще одно важное достоинство кизлярского ножа – рукоять. Она отличается великолепием и выполняется из таких материалов, как кость, орех, рог, серебро и прочие материалы высокой прочности и эстетического совершенства.
Кизлярские ножи – это непревзойденное оружейное мастерство и искусство, которое является непременным составляющим коллекции любого ценителя.